День Победы в Вене
Салон красоты в Вене
Цветы в Вене
Недвижимость Вены
Экскурсии в Вене
Песни Победы в Вене
YouTube
Услуги в Австрии
Рекомендуем
Праздники Австрии
Праздники Австрии

Гений и злодейство

Опубликовано: 27.01.2006

Тайна смерти и захоронения Моцарта не раскрыта и через двести с лишним лет.

В эти дни Австрия, как и весь музыкальный мир, празднует 250-летие великого Вольфганга Амадея Моцарта. Его имя давно стало синонимом волшебных произведений, в основе которых лежала “гармония, умноженная на гениальность”. Музыку Моцарта называли ангельской, а его самого – богом музыки. По словам не менее великого Федора Шаляпина “утверждение, что Моцарт был гостем на нашей земле, в какой-то мере справедливо как в самом высоком, духовном смысле, так и в обычном, житейском. Никогда и нигде Моцарт не чувствовал себя дома. Ни в Зальцбурге, где он родился, ни в Вене, где умер.

Дорога на Олимп

Спустя два с половиной века жизнь и творчество “музыкального бога” по-прежнему остается в центре внимания его исследователей, музыкантов и почитателей. По-прежнему во многих театрах, концертных залах, лекториях звучит музыка великого мастера, по-прежнему моцартоведы разгадывают загадки, которых было в его короткой жизни слишком много. Талантливый человек, талантлив во всем, и даже смерть Моцарта стала гениальной по своей таинственности.

Его дорога на музыкальный Олимп началась в раннем детстве. В возрасте 4-х лет Моцарт блестяще играл на клавесине, а с 5-ти начал сочинять. Он выступал также как скрипач, певец, органист и дирижер, блестяще импровизировал. Уже в 6 лет маленький Вольфганг с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии. В возрасте 11-ти лет выступил как театральный композитор, сочинив оперу “Аполлон и Гиацинт”, а год спустя оперу-буфф “Притворная пастушка”. К 19-ти годам Вольфганг Амадей Моцарт был автором нескольких опер, среди которых “Мнимая садовница”, “Сон Сципиона”, “Царь-пастух”, двух кантат, многочисленных симфоний, концертов, квартетов, сонат, сюит и церковных композиций.

В 30 лет он написал оперу “Свадьба Фигаро”, которая имела такой успех, что завистники говорили, что, “бесконечные повторения арий на бис слишком изнуряют певцов”. Следующей была опера “Дон Жуан”, но современники посчитали произведение очень сложным, а император Иосиф II сказал: “Дорогой Моцарт, здесь слишком много нот! “. В 35 лет Вольфганг Амадей Моцарт умер в нищете, слабеющей рукой торопливо записывая последние ноты своего “Реквиема”, который считал заупокойной мессой по самому себе.

До сих пор биографы Моцарта в недоумении: как могло случиться, что композитор, буквально озолотивший своей оперой “Волшебная флейта” либреттиста и театрального антрепренера Шиканедера, умер в нищете? Как могло произойти, что его похоронили по низшему разряду в общей могиле вместе с десятком бродяг?

Сальери, ртуть или восьмерка?

В трактовке судьбы австрийского музыканта можно найти все, что угодно – мистику и интриги, месть и заговор. Версий о предопределенности судьбы и таинственной смерти Моцарта, пожалуй, слишком много, чтобы выбрать одну.

Некоторые биографы Моцарта, утверждают, что вся жизнь музыкального гения – от рождения до могилы – манипуляция судьбой, и ссылаются на тайную систему чисел, говорящую об алхимической связи даты его рождения со смертельным ядом, данным Моцарту: “Его рождение в 8 часов вечера накануне среды, высота Солнца в день его рождения составляла 8 градусов в созвездие Водолея и, наконец, сумма цифр его полных лет жизни – 35 опять-таки чистая восьмерка”. Если верить нумерологии, то “восьмерка символизирует неотвратимость судьбы, правосудие, иногда даже смерть. Это число говорит – на любое действие есть противодействие, за любой поступок придется отвечать”.

Наиболее распространенная версия смерти композитора – отравление, и появилась она сразу же после кончины Моцарта. Его жена Констанца утверждала, что мужа преследовала мысль о смерти от яда. Сын, Карл Томас, в свою очередь, вспоминал: “Тело отца было странно распухшим, как у отравленного ртутью”. Противники этой версии считают, что ртуть могла появиться в организме совсем по другой причине: ею лечили спинную сухотку, которой страдал Моцарт.

Подозреваемым N 1 долгое время был его соперник – композитор Антонио Сальери. Несмотря на слухи, Вена пышно отпраздновала полувековую годовщину творческой деятельности “подозреваемого”. Говорят, что венская публика не слишком прислушивалась к сплетням, более того, после смерти Моцарта его жена Констанца, отправила младшего сына учиться именно к Сальери. Впрочем, сын Моцарта считал, что “Сальери не убивал отца, но поистине отравил его жизнь интригами”, а отец Моцарта еще 18 марта 1786 года писал своей дочери Наннерль: “Сальери со своими приспешниками опять готов перевернуть небо и ад, лишь бы только провалить постановку” (“Свадьбы Фигаро”). И все же интриги – отнюдь не медленный яд “акватофана”, которым якобы отравили Моцарта. Впрочем, другие сторонники этой версии утверждали, что Моцарт был отравлен ртутью.

По еще одной версии к отравлению Моцарт был причастен Франц Ксавьер Зюсмайер, ученик, секретарь Моцарта и любовник его жены. При этом господин Зюсмайер был учеником не только Моцарта, но и Сальери. Предполагают, что в руки Зюсмайера ртуть (mercurius) попала от другого “героя” трагедии – графа и музыканта Вальзегга цу Штуппаха, того самого, который заказал Моцарту “Реквием”. Как раз в его владениях добывали ртуть.

Как ни странно, но в этом же году исчезли незаметно один за другим и другие свидетели таинственной смерти и похорон великого композитора – барон ван Свитен и архиепископ Мигацци, а друг Моцарта Хофдемель при таинственных обстоятельствах покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло, в тот же день, когда скончался Моцарт.

Масонская “флейта”

Очень популярной является еще одна версия – “франкмасонская”, согласно которой Моцарт, прошедший обряд посвящения в масоны в венской ложе “Милосердие”, подвергся мести за разглашение секретных церемоний ордена в аллегорической опере “Волшебная флейта”. Наблюдательные биографы подметили, что на титульном листе первого издания либретто оперы помещена гравюра с изображением колонны бога Гермеса, римское имя которого – Меркурий. По их мнению, это далеко не случайный знак, так как у медиков отравление ртутью называется “меркуриализм”, а средневековые алхимики именовали ртуть mercurius.

У “масонской версии” тоже есть противники, которые, со знанием дела, утверждают, что “опера была написана Моцартом в защиту братства, поносимого католической реакцией, как и его же “Масонская кантата”, которую сами масоны с триумфом исполнили в пользу вдовы своего певца”. У масонов, как считают многие исследователи, не было никаких мотивов для устранения музыкального гения. Об этом свидетельствует и тот факт, что братья по ложе постоянно поддерживали Моцарта в его творчестве, а в конце апреля 1792 года, кроме того, состоялось “траурное заседание ложи”. Странно только, что масоны, среди которых были, в основном, весьма обеспеченные люди, никак не помогли музыканту материально.

Погребение по низшему разряду

Но больше всего таинств и мистификаций сложилось вокруг последнего сочинения Моцарта, вошедшего в историю музыки под названием “Реквием”. Современники писали, что композитору “в то время, когда он рыдал над “Реквиемом”, заказанным ему ночным незнакомцем в черном плаще и маске, самому казалось, что его медленно травят”. Моцарт, якобы, посчитал этот визит смертным приговором, но сел за клавир. Первый биограф композитора Немечек приводит слова Моцарта неизвестному адресату на итальянском языке, вероятнее всего либреттисту Лоренцо да Понте в Триест: “Моя голова раскалывается, разговариваю с трудом и не могу отогнать от глаз образ неизвестного, постоянно вижу его перед собой, он меня умоляет, торопит, с нетерпением требует от меня работу. По всему чувствую: час пробил; я готов умереть. Кончаю, передо мной моя погребальная песнь”. Вольфганг Амадей Моцарт умер 5 декабря 1791 года. В протоколе медицинского освидетельствования сказано: “Скончался от просовидной лихорадки”. Его похоронили по низшему разряду, почти тайно.

После смерти Моцарта в музыкальных кругах пересказывались слова кого-то из композиторов, который, якобы, заметил: “Хотя и жаль такого гения, но благо нам, что он мертв. Ибо поживи он больше – поистине, никто в мире не дал бы нам куска хлеба за наши произведения”. В кругу венских музыкантов долгое время передавалась следующая история. Будто бы гроб с телом Моцарта отпевали не в храме Св. Стефана, а у входа в Крестовую капеллу, прилегающую к северной недостроенной башне храма. А затем, когда сопровождавшие удалились, гроб с телом внесли внутрь и, прошествовав перед Распятием, вынесли прах великого музыканта уже через другой выход, ведущий прямиком в катакомбы, где хоронили людей, умерших во время эпидемии чумы. Этим странным слухам есть различные подтверждения. Например, известно, что, разбирая архив Бетховена, душеприказчики композитора обнаружили среди прочих бумаг любопытную картинку, запечатлевшую похороны Вольфганга Амадея Моцарта. На рисунке был изображен въезжающий в ворота кладбища убогий катафалк, за которым понуро трусит бродячая собака.

“Дело Моцарта”

В 60-х годах двадцатого века, в Зальцбурге, на одной из сессий Института моцартоведения специалисты пришли к выводу, что, по всей вероятности, никакого отравления не было, и скончался Моцарт от неизлечимой в то время ревматической болезни. Эти доводы подтвердила и известная работа Карла Бэра “Моцарт. – Болезнь. – Смерть. – Погребение”.

Уже в наше время видный швейцарский медик Карл Бэр, изучив все факты, собранные врачом Моцарта Клоссе, назвал поставленный им диагноз – “просовидная лихорадка” любительским. Все симптомы, по мнению Бэра, указывают на суставной ревматизм. Гений музыки с детства страдал тонзиллитом, перенес тиф, ветрянку, бронхит и желтуху. Непосредственной же причиной смерти композитора стало сочетание стрептококковой интоксикации, подхваченной в разгар эпидемии, и почечной недостаточности. Бронхопневмония и кровоизлияние в мозг завершили дело.

Странные в своей поспешности похороны Моцарта и постыдное захоронение в общей могиле с нищими тоже нашли свое объяснение. Как утверждают биографы, “другу семьи Моцарта барону Готфриду ван Свитену, нашедшазал Уолтер Парсон, профессор и судмедэксперт, который проводил ДНК-тестирование черепа. – По моему личному мнению, Моцарт был величайшим музыкантом из всех, когда-либо живших на Земле. Независимо от того, является ли этот череп настоящим черепом Моцарта”. Страна.ru