День Победы в Вене
Салон красоты в Вене
Цветы в Вене
Недвижимость Вены
Экскурсии в Вене
Песни Победы в Вене
YouTube
Услуги в Австрии
Рекомендуем
Праздники Австрии
Праздники Австрии

Интервью Посла России в Австрии изданию „Exxpress“

Опубликовано: 21.07.2022

Посол России: «В украинском кризисе австрийская дипломатия не востребована».

В нынешней ситуации, когда в Европе ведется война, многие австрийцы начинают серьезно задумываться о нашем будущем – как можно было бы вернуться к тому высокому уровню отношений между Россией и Австрией, который был до февраля с.г.?

У нас очень долгая и многогранная история двусторонних отношений, контактов между народами и культурами наших стран. Она насчитывает более 500 лет и помнит как светлые времена, так и печально известные самые темные страницы ХХ века.

С начала специальной военной операции на Украине политическое руководство Австрии многократно и недвусмысленно выражало свою безграничную солидарность с нынешним киевским режимом, тем самым фактически перечеркивая многие совместные достижения последних десятилетий. Всеобъемлющие нелегитимные санкции против России поддерживаются и реализуются Веной в полном объеме.

Наших дипломатов выслали без какого-либо обоснования, замечу, вразрез с ранее сделанными политическими заявлениями.

Россию обвиняют во всех мировых кризисах, в т.ч. в энергетическом и продовольственном. То, что их истинные причины куда глубже и шире, что они носят комплексный характер и во многом вызваны неосторожной и необдуманной санкционной политикой, кажется, никого не интересует.

Оба состоявшихся по инициативе австрийской стороны контакта между Президентом России и австрийским Федеральным канцлером (визит в Москву 11 апреля и телефонный разговор 27 мая) были почти полностью посвящены Украине и, откровенно говоря, результата не дали. В остальном диалог между Веной и Москвой в политическом, культурном и общественном измерениях практически заморожен, причем не по нашей инициативе. Для меня, как для посла, это большое разочарование. Но такова сегодняшняя реальность.

Перезапуск, разумеется, возможен. Но для этого должно быть выполнено несколько условий.

1. Многое в наших отношениях разрушено, но мосты, которые нас связывают, еще остаются. Их ни в коем случае нельзя сжигать. („Cancel Russia“)

2. Общеевропейская ситуация. Австрия – важная неотъемлемая часть европейского сообщества. Необходимо прекратить экономическую и информационную войну.

3. Зависимость от внутриполитической ситуации в Австрии, наличие политических сил, заинтересованных в хороших, конструктивных отношениях с Россией.

Травля всего русского присутствует в Австрии повсеместно, но я убежден, что большая часть австрийского общества не разделяет такие настроения.

Обратил также внимание на то, что нынче слово «Russlandversteher» (нем. «понимающий Россию») употребляется в повседневной речи все чаще, причем как ругательное. Возникает вопрос – что же плохого в том, если кто-то хорошо понимает Россию, Китай или Америку? И что нас ждет, если в политической борьбе здесь верх будут одерживать те, кто являются убежденными «непонимателями России»?

Наши давние культурные связи могли бы поспособствовать оживлению двусторонних отношений. Тем печальнее было наблюдать развернутую в последние месяцы в австрийских СМИ и обществе необузданную кампанию ненависти в отношении известных российских деятелей культуры.

Однако в Австрии заметны также и обнадеживающие тенденции – все громче звучат голоса тех, кто выступает против модной «отмены» русской культуры. На тему «культуры отмены» в австрийской истории недавно написал статью, которая была предложена всем ведущим австрийским печатным изданиям. Несмотря на большой интерес, все они от публикации отказались – вот такая свобода мнения в Австрии.

Что, по Вашему мнению, необходимо, чтобы добиться перемирия между сторонами конфликта?

Предложения России по урегулированию конфликта уже давно лежат на столе, но противоположная сторона, как кажется, мало заинтересована в переговорах. «Партия войны» правит бал в Европе. Европейские ценности, мол, должны защищаться до последнего украинца. Миллиарды евро выбрасывают на ветер, не спрашивая собственное население. Только часть этих денег оказывается на Украине. Кто это вообще контролирует? Где же строгие европейские нормы? Это касается и оружия – следы таких поставок еще годы, если не десятилетия, будут находить по всему миру. На Ближнем Востоке, в Азии, Африке. Хорошо, если часть этого оружия не вернется и в Европу.

Но когда-нибудь здравый смысл восторжествует и настанет время переговоров. Однако чем дольше будут продолжаться военные действия, тем сложнее будет договориться.

Что австрийское правительство может привнести для прекращения военных действий?

Давать советы здесь не входит в мои задачи. Вопрос звучит по-другому: что и как Австрия хотела бы привнести? И в данный момент у меня нет ни четкого понимания этого, ни каких-то особых ожиданий.

Венская дипломатия имеет богатые традиции, но, к сожалению, они сейчас не востребованы.

Что Вам не хватает в освещении предыстории нынешней российской спецоперации на Украине западноевропейскими СМИ?

В медийной политике больших западных издательств в отношении России царят предвзятость и односторонность. Из-за этого большинство европейцев вообще не имеет представления о том, что привело к этому конфликту. Все началось не 24 февраля 2022 года. Несмотря на гарантии Франции, Германии и Польши, обеспечивавших договоренность тогдашнего украинского президента В.Януковича с оппозицией, в 2014 году в Киеве произошел военный госпереворот. К власти пришли неонацисты и радикалы. ЕС тогда объявило это «частью демократического процесса». Очередным витком эскалации стало сожжение заживо неонециастами 50 человек в Одессе. 2 июня 2014 года украинские военные и ВВС бомбили центр Луганска и других городов на востоке страны, только потому, что их жители отказывались признавать результаты антиконституционного госпереворота и жить в русофобском обществе.

Подписанные в 2015 году Германией, Францией, Россией и Украиной Минские соглашения были реальной возможностью сохранить территориальную целостность Украины. Однако предписанные ими простые условия не соблюдались украинскими властями. Выполнять их никто и не собирался. За годы саботажа Минских соглашений в результате прямых обстрелов городов – школ, больниц и детских садов в Донбассе погибло 14 тыс. мирных жителей. В западных СМИ об этом не пишут. Равно как и о нынешних военных преступлениях украинских вооруженных сил.

Кто мог бы выступить посредником в заключении приемлемого для обеих сторон перемирия — президент Турции? Или, как считает Ватикан, Папа Римский?

Нужны не посредники, а суверенное государство с суверенной властью, принимающей суверенные решения. Такой в Киеве уже давно больше нет.

Вы уже много лет являетесь дипломатом и работаете в Министерстве иностранных дел –не настало ли именно сейчас время для дипломатии?

Как дипломат я участвовал в выстраивании наших отношений в различных сферах. Час дипломатии пробил давно, но, к сожалению, этого пока в полной мере не понимают.

Показательный пример — пандемия коронавируса. Ещё два года назад я говорил, что у человечества появился шанс отодвинуть разногласия на задний план и вместе преодолеть этот вызов. Но даже тогда я опасался, что мы живем в эпоху упущенных возможностей.

Позже, в декабре 2021 года, мы представили наши предложения по пересмотру европейской архитектуры безопасности. Нас не услышали.

Надеюсь, однако, что время для дипломатии всё же придет, когда мы сядем за стол переговоров для обсуждения общей для всех архитектуры безопасности для Европы.

Могла бы Российская Федерация в знак доброй воли согласиться участвовать в миссии ООН по расследованию событий в Буче, как и всех подобных действий обеих противоборствующих сторон?

Россия не будет инициировать международное расследование событий на Украине, так как сомневается в его объективности в нынешних обстоятельствах. К сожалению, опыт предыдущих расследований, в том числе Международного уголовного суда (членами которого Россия и Украина не являются), свидетельствует о крайне предвзятом отношении к России.

Что касается провокации в Буче и ей подобных: существуют достоверные факты, указывающие на инсценировку, организованную украинскими и западными спецслужбами. Это часть масштабной дезинформационной кампании. Запад бросает на неё все силы. Такие инсценировки намеренно устраиваются для того, чтобы вынести приговор ещё до суда. О подобных фейках каждый день сообщает наше Министерство обороны, но готовятся все новые.

Так что у нас имеются серьезные сомнения в том, насколько сейчас возможно действительно объективное расследование — нейтральное и беспристрастное. Вспомните ситуацию вокруг Дома профсоюзов в Одессе, когда люди горели заживо, стоя на подоконниках и моля о пощаде. Так называемым «цивилизованным» мировым сообществом это было воспринято без особых возражений, никто не оказался на скамье подсудимых.

Что касается военных преступлений на Украине, то ежедневно прокуратурой России фиксируются десятки таковых. Расследования идут полным ходом. Правосудие будет обеспечено в полном объеме.

Как Российская Федерация видит в данный момент роль Европейского союза?

К сожалению, ЕС играет в украинском кризисе подчеркнуто деструктивную роль. Наши отношения достигли низшей точки и пошли «в минус». Все то, чего за долгие годы сотрудничества удалось достичь, было уничтожено, и возврата к „business as usuall“ уже не будет.

За последние годы мы стали свидетелями того, как ЕС из важного центра многополярного мира с определенной стратегической автономностью деградировал до вспомогательного блока НАТО.

Что касается антироссийских санкций, то российская сторона еще не в полной мере применяет ответные меры. Непосредственное воздействие западных санкций на собственную экономику и население здесь уже достаточно ощутимо. Но мы оставляем за собой право ужесточить наши специальные меры.

Что произойдет с теми многочисленными иностранцами, среди которых, по некоторым данным, должно быть 2 гражданина Австрии, воюющими на стороне украинской армии против вооруженных сил России, в случае их попадания в плен?

Украина при помощи стран НАТО стала центром сосредоточения террористов и наемников с боевым опытом. Руководство в Киеве пытается привлечь на свою сторону как можно больше иностранцев. Посольство Украины в Вене также занималось вербовкой австрийцев для участия в боевых действиях. Это является прямым нарушением международного права и австрийского законодательства. Только после вмешательства Посольства России эта деятельность украинцев была оперативно пресечена австрийским МИД. Но я нисколько не удивлюсь, если среди пленных или убитых наемников и комбатантов окажутся и другие люди с австрийскими паспортами. Особенно циничными выглядят попытки украинского руководства представить иностранных «солдат удачи» в глазах западной общественности в качестве «добровольцев». С 2014 года на Украине наблюдается концентрация наемников из 27 стран, многие из которых связаны с ультраправым полком «Азов» и другими подобными соединениями. Согласно Женевской конвенции, такого рода бойцы не имеют права на статус комбатанта или военнопленного.

Однако Украина вербует не только иностранных наемников. По нашим сведениям, киевский режим поручил своим дипломатическим представительствам привлекать на войну граждан Украины, проживающих за рубежом и, в первую очередь, состоящих на консульском учете. В отношении людей, которые уклоняются от мобилизации, будут применяться соответствующие нормы украинского законодательства – от штрафов до уголовного преследования. Чтобы заставить их вернуться на Украину, им также будет отказано в оказании консульских услуг.

Одно из самых больших опасений в Австрии касается продолжения «Газпромом» выполнения действующих контрактов на поставку газа. Как Вы оцениваете ситуацию?

Все здесь сейчас говорят об энергетической зависимости Австрии от России. Однако забывают при этом упомянуть, что все эти 50 лет существовавшая зависимость была взаимной. И мы были заинтересованы в том, чтобы найти надежного покупателя для нашего газа. Благополучие Австрии не в последнюю очередь основано на этом взаимовыгодном партнерстве с Россией. Мы никогда не отказывались от своих обязательств. И если Австрия сделает разворот и откажется от энергетического сотрудничества с Россией, то не стоит ожидать, что мы будем стоять с протянутой рукой. Всегда действует принцип взаимности. Подарков от нас не будет.

Нам, журналистам, украинское правительство всегда говорит, что как только Российская Федерация захватит всю Украину, следующей будет какая-нибудь другая страна на западе — есть ли у России такие планы? И какова сейчас непосредственная политическая цель России?

Я не вижу смысла комментировать высказывания президента В.Зеленского – к нему и так слишком много внимания в Австрии, он транслируется по всем экранам. Вся киевско-голливудская машина по производству фейков работает на полную мощность с целью внушить миру страх перед Россией.

Как Вы можете прокомментировать отношение Австрии к нейтралитету — остаемся ли мы действительно нейтральными, принимая санкции ЕС и перечисляя взносы в ЕС, из которых оплачиваются поставки вооружений для Украины?

Благодаря своему постоянному нейтральному статусу, закрепленному в Федеральном конституционном законе о нейтралитете Австрии, Вена долгое время по праву пользовалась высоким признанием, в том числе как место диалога и «остров благоразумия» в Европе. Можно назвать это «торговой маркой» Австрии.

Из публикуемых опросов мы знаем, что более 80 процентов населения Австрии по-прежнему поддерживают этот принцип. Но есть и другие мнения. Мы очень внимательно следим за тем, что говорят на эту тему австрийские политики. Федеральный канцлер К.Нехаммер, например, недавно заявил, что австрийский нейтралитет не подлежит обсуждению. Но что действительно имеет для нас значение, так это австрийская реальная политика: не то, что провозглашается с высоких трибун, а конкретные действия.

Вена значительно теряет свою привлекательность как международный центр диалога. И не только в наших глазах.

Интервью Посла России в Австрии Дмитрия Любинского онлайн-изданию „Exxpress“ 18.07.2022.