Директор Альбертины требует временнОго лимита на реституцию произведений искусства, похищенных нацистами
Клаус Альбрехт Шредер призывает международное сообщество принять решение о разумных временных ограничениях на предъявление требований о реституции. Речь может идти о 20 или 30 годах, начиная с момента принятия решения. "Если мы не устанавливаем лимит времени, который будет составлять около 100 лет с момента окончания Второй мировой войны, то мы должны спросить себя, почему претензии по поводу преступлений, совершенных во время Первой мировой войны, не должны оставаться действительными? Почему мы не спорим больше о последствиях франко-прусской войны (1870-1871 гг.), и почему мы не претендуем на реституцию произведений искусства, которые были украдены во время всех предыдущих войн?", - пишет венское издание DerStandard
"Процесс реституции был справедливым и необходимым", — продолжает Шредер, — "но, чем больше проходит времени, тем труднее становится воссоздать историю той или иной работы. Даже тщательное и длительное исследование иногда не в состоянии установить факты". Шредер также указывает на то, что работы многих художников значительно выросли в цене со времен Второй мировой войны, и, в некоторых случаях, суммы, выплачиваемые музеями, чтобы сохранить произведения в их коллекциях, выше даже рыночной цены произведения. При этом Шредер ссылается на случай с картиной Эгона Шиле 1912 года, за которую венский Музей Леопольда заплатил 19 млн долларов. "До сих пор мы поступали неправильно, игнорируя закон об исковой давности для предметов искусства, похищенных во время Второй мировой войны. Ни на минуту не забывая о злодеяниях войны, я думаю, мы должны прийти к точке, в которой эта часть истории должна закончиться", — заключает Клаус Альбрехт Шредер.
Однако представители австро-еврейской общины не согласны с ним. "В нашей стране дискуссия о реституции началась совсем недавно, а судебные процессы зачастую растягиваются на много лет. У нас есть огромные обязательства перед жертвами Холокоста. Вопрос о сроках не может стоять, главное — справедливое расследование, насколько это возможно", — говорит Даниэль Шпера, директор Еврейского музея в Вене.
Оскар Дейч, президент еврейской общины в Вене, соглашается с этой точкой зрения. "Систематическое изъятие активов не было частью нацистских преследований в Австрии и других странах. За исключением разграбленного искусства, жертвы Холокоста и их наследники уже не в состоянии претендовать на компенсацию конфискованного имущества. Возвращение предметов искусства остается одним из немногих способов восстановления семейной истории жертв нацизма", — говорит он.