Борис Рубашкин едет в Волгоград
Благотворительный концерт с участием Бориса Рубашкина, посвящённый героям Великой Отечественной, а также всем жителям славного города, пройдёт в волгоградском Доме офицеров.
Вход свободный, - такова просьба Бориса Семеновича и его команды. Подобный шаг одобрен военным ведомством, предоставившим зал бесплатно.
... Официальная советская пропаганда называла его «махровым агентом ЦРУ» и «кабацким запевалой», а он блистал на оперных сценах ведущих театров мира. Его записи были запрещены в СССР, а в каждой советской семье имелись его песни, записанные «на костях», рентгеновских снимках, позднее – на кассетах, чудом отловленные в эфирах западных радиостанций.
Ни в одном музыкальном справочнике советских лет имя Бориса Рубашкина не упоминалось, и, тем не менее, о нем знали все. Как бы не существующий официально, он был поистине культовым исполнителем. Авторы этих строк позвонили Рубашкину в Зальцбурге: певец обрадовался звонку России и рассказал о своем житье-бытье, как родился танец «казачок» и признании.
- Борис Семенович, Нижегородское издательство «Деком» выпустило книгу «От Вертинского до Шуфутинского», посвятив несколько страниц вашему творчеству. В Болгарии вы издали свои мемуары, а русские читатели смогут познакомиться с неожиданными поворотами вашей судьбы, что называется, «из первых уст»?
- У меня в Зальцбурге побывал автор упомянутой вами книги, и я передал ему для «Декома» рукопись на русском языке, фотографии. Как сложится судьба с изданием мемуаров, пока не знаю.
- Вы родились в Софии в семье донского казака и болгарки, учились в Пражском университете, но потом оказались в Вене. Там дебютировали на сцене «Театр ан дер Вин» и «Фольксопер» как танцовщик, пели в популярном ресторане «Жар-птица», потом стали ведущим солистом Зальцбургской оперы.
- Мне просто повезло. Я пел в ресторане с восьми вечера иногда до трех часов утра. Однажды в «Жар-птицу» пришла профессор Венской консерватории г-жа Мария Брандт, услышала меня и предложила заниматься у нее вокалом. В течение двух лет брал у нее уроки оперного пения. А вскоре Зальцбургская опера объявила конкурс для баритона. У меня были готовы всего лишь четыре итальянские арии, но и этого оказалось достаточно, чтобы стать победителем. Уже в театре стал набирать оперный репертуар.
- Знаменитый бас Венской оперы Паата Бурчуладзе, выступавший с сольным концертом в Нижнем Новгороде, говорил нам в личной беседе, что имеет в некотором роде отношение к вашим первым гастролям в СССР. Что он имел в виду?
- Паата не только выдающийся мировой певец, но и мой настоящий друг. Он выступал в Вене в роли Годунова, и его фан-клуб после спектакля устроил встречу в одном ресторане, на которую Паата пригласил меня. Моим соседом по столу оказался директор Госконцерта Владимир Панченко: об этом узнал только потом. Слово за слово мы с ним разговорились, и Панченко неожиданно предложил приехать в Москву на гастроли. Я ответил: «Это невозможно: в СССР мое искусство запрещено». Панченко пообещал все уладить. Не поверил своим глазам, когда через месяц получил приглашение из Москвы на двадцать сольных концертов, а фактически спел во время первых гастролей 26. Я благодарен Паате, что он пригласил меня на свой праздник. Не будь этого, я, может быть, никогда бы не выступил в России и не вышел 348 раз на сцены российских концертных залов.
- Как у вас - оперного певца, непревзойденного исполнителя городского романса, - вдруг появляются в репертуаре хулиганские, а то и блатные песни «Когда я жил в Одессе», «Мурка», «Чубчик»?
- «Хулиганскими» и «блатными» их называла советская пропаганда. На самом деле они неотъемлемая часть русского фольклора, как «Калинка» или «Вечерний звон». Я первым познакомил с ними западную публику, а потом во время гастролей в СССР и советских слушателей, и всегда зрители принимали этот мой репертуар бурными аплодисментами.
- Вы можете гордиться крылатым афоризмом, который придумали австрийские журналисты: «Вена подарила миру два вечных танца – вальс Штрауса и казачок Рубашкина».
- В Австрии до сих пор сохранилась традиция давать высокую оценку иностранцам за развитие национального искусства. Оценила она и мой «Казачок»: президент страны наградил меня Золотым крестом за «Заслуги перед австрийской Республикой».
- Борис Семенович, как родился знаменитый танец?
- Произошло это совершенно случайно. В венском ресторане «Жар-птица», где я выступал, посетители были в восторге от русских мелодий и порой лихо отплясывали под них. У меня возникла идея придумать что-нибудь этакое, не менее зажигательное и колоритное. Выбрал "Катюшу", которая наряду с "Подмосковными вечерами" пользовалась широкой известностью, добавил медленный фрагмент из "Эй, ухнем!" и собственную мажорную композицию, подобрал соответствующие танцевальные фигуры. Так первый современный русский танец в стиле модерн был готов, и я назвал его "Казачок". Кстати, ему стукнуло уже сорок лет: в Париже, Барселоне и Софии мастера современной хореографии отметили его юбилей.
- Что для Вас главное в жизни: общественное признание, деньги, слава? Нам кажется, у вас в душе остался горький осадок, что даже в новой России до сих пор не оценили по достоинству ваш огромный вклад в отечественную музыкальную культуру.
- Власти «не забыли» меня. Михаил Швыдкой, когда был министром культуры, выслал мне грамоту с благодарностью за «распространение русской песни». А чтобы заслужить признание в чужом государстве, нужно много и честно трудиться, не думая о деньгах и славе: это приходит автоматически. Президенты Австрии и Болгарии оценили мой вклад в искусство, губернатор Зальцбурга наградил Золотым крестом. Что же касается признания, а точнее непризнания в новой России... Думаю, здесь играет свою негативную роль зависть моих «коллег»: они никак не могут смириться с мыслью, что сын белогвардейца сделал мировую карьеру и во время первых гастролей в СССР в 1989 году распространяли слухи обо мне как о враге.
- Как живется вам сейчас на родине Моцарта?
- Живется прекрасно: у меня трехэтажный дом, сад, рядом Альпы. Супруга Марина, она москвичка, преподает в Зальцбургском университете, дочь – студентка, а я (смеется) – пенсионер.
- В Европе по-разному воспринимают 70-летие Победы советской армии над фашизмом. Как к этому событию относятся в Австрии?
- Победу над фашизмом в Австрии отмечают каждый год: нам всем надо помнить, какой ценой она досталась. Сегодня это особенно важно: фашизм при западном попустительстве становится опасным на Украине, неонацисты поднимают голову и в Австрии, и мы с ними боремся. В дни празднования великой Победы побываю в Волгограде, чтобы принять участие в благотворительном концерте «Мы против фашизма!» с песнями военных лет и побываю на родине моего отца в хуторе Заполянке, на реке Медведице и в Даниловке.
***
Благотворительный концерт Бориса Рубашкина пройдёт 20 мая в 18-00 в Доме офицеров. В концерте примут участие заслуженная артистка России Татьяна Шереметева, последователь Рубашкина Данила Козлов и казачий ансамбль «ЗаигрышЪ» под управлением Сергея Белова.
23 мая, в 14-00, Борис Семенович даст концерт для земляков в хуторе Заполянке; 24 мая в 13-00 - концерт в Даниловском РДК.
@ Информационное агентство «Город героев»