1

Тема: Австрийская школа в сравнении с русской

Думаю, для многих наших эта тема - "больная"  cool

В австрийской школе  грамматикой практически не занимаются, два предмета - литература и собственно язык объединены в один.  Я даже спросила классную моей дочери - почему? - на что мне было отвечено: ничего-ничего ... вот латынь когда начнут учить, то и грамматикой займутся, да.

Я конечно промолчала, но про себя подумала - а как же те, кто латынь не учит?
У австрийцев ИМХО большой пробел в грамоте, я с этим постоянно сталкиваюсь при преподавании взрослым русского.

Может кто-то не знает, но у учителей в Hauptschule нет высшего образования.  Кроме того, ещё есть преподаватели, которые получили профессию учителя Hauptschule  на годичных курсах (во времена бейбибума учителей катастрофически не хватало).
Одна моя знакомая преподаёт географию и ещё какой-то предмет, имея за плечами только Handelsakademie   roll

PS. Handelsakademie - это не Академия, а торгово-промышленный  техникум ...

2

Re: Австрийская школа в сравнении с русской

ДА, система образования здесь запутанная и сложная. Пока местная преподавательница не рассказала кратко как на самом деле всё тут обстоит - я верила что в Австрии всё прекрасно и идеально. Только в гимназиях учителя с высшим образованием. И в гимназии попадают не те, у кого оценки хорошие - а часто по договоренности или родители богатые. Иностранцы, живущие здесь, особенно недавно прибывшие, иногда не знают всех тонкостей и их дети не попадают в нужную школу или гимназию/Berufschule, здесь знакомства и договоренности играют большую роль.

3

Re: Австрийская школа в сравнении с русской

> и их дети не попадают в нужную школу или гимназию

... и в итоге - тупеют  roll

4

Re: Австрийская школа в сравнении с русской

А можно по-подробней.
Я принимала участие в подобной теме Посоветуйте по школьному вопросу в Австрии и как-то суховато там было.
У меня ребенок еще маленький, до школы нам  4 года, но о системе обучения в школе хотелось бы знать.
Да и мнение родителей не плохо бы услышать.

5

Re: Австрийская школа в сравнении с русской

Мне наша городская школа очень нравится (имею в виду детей от 6 лет до 12 вроде бы, более старшие ездят в другой город каждое утро). Местные учителя - отличные воспитатели, обучают интересно, развивают ребенка... не видела, чтобы у ребенка в моей семье были проблемы с грамматикой. Не знаю, хорошо это или нет, но объем информации тут дают меньше, чем в русских школах. Зато нет каши в голове. Мне очень нравится, что детей учат смотреть этикетки в магазинах, какие составляющие в продукте вредные, а какие нет. Недавно вот устройство самолета даже проходили. В моей средней школе детей конечно узурпировали не на шутку. А здесь им относятся, как к равным.

6

Re: Австрийская школа в сравнении с русской

Dunkel, вы про гимназию или Hauptschule?
Да вот, забыла сказать, что преподаванием биологии в гимназии дочери я была очень довольна - кровообращение лягушки тут не изучали, зато много полезных для жизни вещей выучила она именно в школе.

А вот по математике она хорошо владеет лишь темами, которые изучала в российской школе (а это ей было важно, так как именно математику она стала изучать в Универе).
Про изучение языка на филфаке здесь - полный атас. Я уже говорила в другой теме, что за 5 лет учёбы студенты-слависты не овладевают русским ...

А о кризисе австрийского образования говорит факт, что дети практически всех важных австрийских птиц посещают ЧАСТНЫЕ школы - как то публикация на эту тему была  smile
К 2014 году собираются Hauptschule  отменить - вообще бардак начнётся, вот увидите.

*NATALI*, чтобы ответить на ваш вопрос о системе образования в Австрии - нужно написать реферат  smile  Желающих думаю на форуме не найдётся. Но если вы зададите конкретные вопросы - постараюсь ответить, исходя из личного опыта.  Да и форумчане, у которых есть дети-школьники,  подтянутся  smile

7

Re: Австрийская школа в сравнении с русской

Да, Венка, Вы правы.
Во первых хочу поблагодорить Вас за подробную информаци о "Вальдорфская школа" и особенно за ссылку http://zhurnal.lib.ru/z/zawackaja_j_j/waldorf.shtml
Это конечно мнение одной только мамы, но вообщем-то оно такое практически у всех.

А на счет австрийских школ, у меня следующий вопрос.

На Украине есть специализированные школы, так сказать с уклоном матаматическим и т.д.
А как в Австрии?

Да, еще, не хочется, что бы дети тупели.

Так все таки, какие школы, гимназии "нужные" ?

8

Re: Австрийская школа в сравнении с русской

Марина, я про обычную школу городскую. Бесплатную. Не частную. "Мой" (т.е. из моей семьи) ребенок пока только в 3 классе обучается, про более старшие классы пока ничего не знаю. Кстати даже основам математики тут учат совсем иначе, то есть делению, умножению. Но ребенок все решает легко и быстро. Делит без "столбиков", как в России учат. Интересно очень.

9

Re: Австрийская школа в сравнении с русской

А правда, что таблицу умножения дети учат до 5-го класса?
У нас во втором уже должны знать ее.

10

Re: Австрийская школа в сравнении с русской

Я сама недавно узнала. Рассказываю коротко как мне рассказывали. У кого есть дети или кто прошел этот этап, возможно меня поправят или уточнят.  В Австрии обязательное посещение школы  Schulpflicht с 1 по 9 класс. Но, если у родителей есть желание и возможность заниматься с ребёнком дома- то пожалуйста, не уверено точно до какого класса, занимайтесь дома. Ребенка образовательные органы будут в конце года проверять, если знания на достаточном для школы уровня- пожалуйста, учите его дома.  Это для семей богатых или кто по религиозным обычаям не хочет посылать детей в школу. Короче, такая возможность в Австрии существует.
Сначала все дети с 1-4 класс посещают Volksschule. Затем они делятся С 5 класса на 2 уровня .  AHS-Unterstufe Algemeine bildende Höhere Schule – здесь обучение намного лучше или Hauptschule- здесь учатся до 8 класса. Потом кто учился в AHS-Unterstufe переходят в AHS Oberstufe (mit Matura) и учеба здесь длится 4 года. После окончания- поступать в университет, или фаххохшуле. Т.е. в общей сложности 12 классов.
После   Hauptschule есть   4 возможности BHS,  BМS, Polytechnikum,  Berufsschule+Lehre.  Лучшие, а это чаще австрийцы  попадают в  BHS (Berufsbildende Höhere Schulen) – здесь после окончания Matura oder Diplomprüfung.  Здесь образование длится 5 лет. После этого можно найти нормальную работу  (HAK- Handels Academie, HTL и т.д.)- т.е. уже с этим образованием  ты имеешь спрос на рынке труда, или в Уни пойти дальше учиться.   BМS (Berufsbildende Mittlere Schulen), срок обучения от 1 до 4 года. Здесь уже уровень  пониже. Здесь не помню точно, но скорей всего без  Matura.  Berufsschule+Lehre обычно 3 года – то же без матуры . Polytechnikum 1 год, то же без матуры.
Решение кого брать в школу или нет идет на уровне директора учебного заведения, оценки иногда (особенно когда ты австриец и из обеспеченной семьи) играют второстепенную роль. Дети из эмигрантских семей имеют более низкий шанс.
Т.е матуру получают и в институт попадают после AHS или BHS. Получить матуру можно и позже- куча организаций предлагают это  обучение, в институт то же можно пойти без матуры, но придется доставать  доучивать предметы этого уровня. Но когда уже работаешь или прошло много времени, нелегко будет.

11

Re: Австрийская школа в сравнении с русской

Elen17, да, в Австрии возможно домашнее обучение, в отличие от например Германии. М.б. вам будет интересен случай, произошедший не так давно у вас в Линце - пара "мирных беженцев" потребовали от учительниц, включая директрису, одеть платки.  Скандал был на всю Австрию.

Кроме этого, папаши отказались пускать своих дочек на уроки физ-ры и в бассейн, а также на уроки музыкального воспитания, ибо музыка есть харам (грех). От учительниц потребовали не делать замечания их сыновьям, так как женщины не имеют якобы права указывать будущим мужчинам и требовать обращаться к ним на "вы"  cool

На что Schulrat предложил озабоченным папашкам забрать детей из школы и обучать их дома. А по весне провести экзамены на усвоение учебного материала  smile  Говорят, с ними разобрались по понятиям и в мусульманской общине Линца, в общем инцидент был исчерпан  smile

Далее. В рамках предстоящей реформы не позднее 2016 года все Hauptschule и AHS-Unterstufe упраздняются (уже решено!!!)  и  дети до 14 лет будут учиться в общей школе, т.н. "neue Mittelschule".

Об этой  реформе я напишу отдельно, м.б. завтра.

Dunkel, да, в начальной школе (Volkschule) здесь детей не утруждают и не загружают.
Всем ставят завышенные оценки - чтобы не травмировать ребёнка.

Этот общеизвестный факт подтвердит любой австрийский педагог - в Volkschule здесь почти все отличники и хорошисты.

Ещё отметки завышают с тем, чтобы ребёнок мог поступить в гимназию - с тройками по-моему не берут. Но с 2016 года и это не будет играть особой роли, ибо нижнюю ступень гимназии в рамках реформы образования отменят и все ученики будут ходить в одну общую среднюю школу  smile

*NATALI*, ваш ребёнок ещё маленький, но ясно пока одно - после начальной школы он пойдёт вместе со всеми в общую школу, в которой проучится до 14 лет.

Математических школ здесь нет и способных детей в Австрии особо не поддерживают и не спонсируют. Вроде есть на всю Австрию одна гимназия в Вене для одарённых детей, но мне лично про неё ничего неизвестно.

А при выборе школы важно на мой взгляд только одно - чтобы в классе не было  96%  детей гастарбайтеров и мирных беженцев.  В таких школах дети тупеют,  особенно это заметно (и не может не печалить) если ребёнок успел отучиться несколько лет в хорошей российской/белорусской/украинской школе.

12

Re: Австрийская школа в сравнении с русской

UPD.
Я не совсем согласна, что в BHS (Berufsbildende Höhere Schulen) НЕ австрийцам попасть сложно. Конечно очень много зависит от приоритетов в семье - я знаю мигрантские семьи, в которых дети успешно заканчивали и HAK, и  HTL.

А вот в Berufsschule+Lehre (аналог российского ПТУ) мигрантов действительно много, уровень - низкий. Проводились исследования, по результатам выходило, что многие ПТУшники не в состоянии понять смысл прочитанного, хотя немецким языком вроде владеют.

Да, это верно, что директор гимназии сам решает - кого брать, а кого не брать, но! только потому, что не хочет видеть в своих классах австрийцев в меньшинстве.

Поэтому если и берёт иностранцев, то из т.н. "приличных" семей -  ключевых специалистов, "позвоночников" и т.д. и т.п.   smile  Дети гастарбайтеров и беженцев попасть в такие школы шансов практически не имеют, но и сами не хотят  wink 

Их заветная мечта - ПТУ+Lehre, выучиться на автомеханика, флориста, парикмахера  или продавца и как можно скорее начать зарабатывать свои деньги. Но проблема в том, что найти место ученика сейчас стало сложно, фирмы не хотят принимать двоечников и прогульщиков. На место ученика даже есть конкурс - проводится собеседование и маленькие тесты на общее развитие.

Много девушек-мигранток поступают в школы медсестёр, у них даже есть преимущества при поступлении - так как в больницах очень много их земляков, не говорящих по-немецки и для врачей это большое подспорье, не нужно разыскивать переводчика.

А зарабатывают медсёстры хорошо, особенно медсёстры со стажем  smile

13

Re: Австрийская школа в сравнении с русской

UPD. При поступлении в школу полиции претенденты с Migrationshintergrund тоже имеют преимущества перед австрийцами, но экзамены довольно сложные, многие на первом же экзамене (по немецкому языку)  проваливаются.  Как впрочем и коренные австрийцы  cool

Кстати замечательный пример успешной интеграции представлен на нашем форуме в разделе "Русскоязычные услуги в Австрии"  -  Зубной врач  в Вене Доктор Славик Якубов  smile 
От разнорабочего до доктора медицины, вот как!  smile  smile   smile

14

Re: Австрийская школа в сравнении с русской

А вы обратили внимание, какие требования выдвигают сегодня фирмы?   cool

И переводы английский-немецко-русский (технические скорее всего) делать, и переговоры на английском уметь вести, и переписку, и командировки сотрудникам по всему миру планировать, и с клиентами работать...  ох  roll

И ведь не выпускника Университета хотят, а всего лишь торгового техникума (HAK)!
Подешевле и чтоб человек-оркестр был.  Ну-ну ...

15

Re: Австрийская школа в сравнении с русской

Я то же видела пару объявлений о работе где русский нужен, но да- требования свободный английский, переводы, переговоры и само собой отличный немецкий.  Судя по тому что в сети объявления месяцами болтаются- требования действительно уж слишком высокие. Хотят сэкономить. Местные многие после HAK я заметила отлично говорят на английском, вот только русский будет проблемой.  lol

16

Re: Австрийская школа в сравнении с русской

... говорят то они говорят.... но вот чтоб русскоговорящий да ещё  с "verhandlungssichere Englisch"  - это они погорячились  ....  ну и типичное "flexibel" - дневать и ночевать на фирме  cool
А фирма-то действительно солидная, на российском рынке лет 25 уже ...

PS. Потому что "наши" всё-тки в Уни стремятся, а вот в HAK Traun учеников из эмигранских семей полно. Последние правда быстро вылетают - не справляются. 
Но зато как звучит - H a n d e l s a k a d e m i e   wink

17

Re: Австрийская школа в сравнении с русской

венка Мы читаем объявления фирм иногда просто чтоб посмеяться, чтоб и молодой был и с многолетним стажем и опытом работы, или еще интереснее: ищется специалист необычайно выносливый, от него требуют сопротивляемость стрессу, как будто на войну набирают специально обученных и тренированных, платить при этом собираются копейки.

18

Re: Австрийская школа в сравнении с русской

А вот еще одна интересная статейка о сравнении российского воспитания и немецкого. Каждая сторона считает, что их модель правильная.
"Мы" и "я": в России и Германии детей воспитывают по-разному
Немцы с рождения воспитывают в своих детях индивидуалистов, а даже самые маленькие россияне обычно - уже частички коллектива. Это - одна из основ воспитания. Есть и другие важные отличия. 

Каждого маленького немца буквально с пеленок приучают к осознанию собственного "я". А русский ребенок чуть ли не с рождения будет воспринимать себя не иначе как в категории "мы", частью общего. Это не просто расхожее мнение, это - результат научных исследований.

"Немцы уже с детского сада пытаются создать для ребятишек максимально демократичную среду, не заставляют есть, не заставляют спать, не заставляют делать то, что не хочется", - замечает в своей статье о воспитании детей в Германии родившаяся в России и живущая в Германии Наталья Шауберт. Это очень субъективный взгляд. Любовь немцев к дисциплине и порядку проявляется, конечно, и в воспитании детей. Просто здесь любовь проявляется по-другому.

"Разумеется, и немцы очень сильно любят своих детей, но одновременно могут проявить и твердость. Родители стараются учитывать потребности своих детей, любить и понимать их, но при этом обозначают границы дозволенного, обосновывая их", - объясняет Оливер Штайнбах (Oliver Steinbach), заместитель главного редактора немецкого журнала "Eltern" ("Родители").

"Немцы чуть ли не с пеленок приучают детей к самостоятельности. Уже в садиках проводятся детские собрания, на которых, так сказать, подводятся итоги прошедшей недели и обсуждаются планы на следующую. Малышей учат печь печенье, варить суп, а многие игры ориентированы на практическое применение к жизни", - пишет одна из русских мам, которая эксперимента ради попробовала поводить свою дочку в детский сад и в Германии и в России. Позже, в школе, учитель обычно не отчитывает публично худших учеников, не делает ничего такого, что могло бы травмировать ребенка, унизить его достоинство.

Эти "частные" наблюдения с точки зрения культурологических особенностей немцев и русских очень даже объяснимы. По мнению психологов, российские дети как представители коллективистской культуры изначально более зависимы от родителей и общества. Русский ребенок с рождения интегрирован в замкнутые, устойчивые "группы", которые поддерживают его в течение всей жизни, рассчитывая в ответ на безоговорочную лояльность к коллективу. А в индивидуалистских обществах, к коим относится большинство западных стран, ребенок изначально должен приучаться к самостоятельности, иметь собственное мнение, высокую самооценку и опираться на личные достижения, - подчеркивают ученые.

В Германии антиавторитарное воспитание, всплеск которого пришелся на вторую половину 60-х и 70-е годы ХХ века, проявило себя еще в большей мере, чем в других европейских странах. Эксперты журнала "Eltern" в интервью Deutsche Welle объяснили, что здесь сыграла большую роль история Германии в двадцатом веке. Речь идет, во-первых, о чувстве вины и ответственности немцев за две мировые войны, а, во-вторых, - о глубоком недоверии к "коллективизму" как таковому. Нацистский лозунг "Одна страна, один народ, один вождь" дискредитировал саму идею приоритета общества над индивидуальностью, стремление к единому мнению и патернализм. Сегодня большинство сознательных родителей в Германии действительно стараются придерживаться  равноправия в  отношениях с детьми. 

Одним из многих популярных в Германии трактатов о воспитании детей у немецких мам уже не первый десяток лет является книга детского психолога Элизабет Платтнер (Elisabeth Plattner) "Первые годы жизни". Одна из главных заповедей Платтнер: "Не унизь". Ребенка можно ругать, но не так, чтобы это унижало. Ни в коем случае нельзя бить. Нельзя прятать от него игрушки или что-либо еще на шкаф, потому что это также является для него унижением, ведь он мал, стало быть, вы пользуетесь его физическим "недостатком". Все обязательно нужно объяснять, не хитрить, не врать, а объяснять, осознавая, что ребенок - это личность, доверяя ему и завоевывая его доверие. "В запугивании нет никакого смысла, ведь вынужденное псевдопослушание не есть подлинное послушание", - подчеркивает Платтнер.

То же касается и стремления привить детям самостоятельность. Важность этого, судя по результатам исследования, проведенного научно-исследовательским институтом BAT-Freizeit-Forschungsinstitut, немецкие родители ставят среди приоритетов воспитания на второе место после честности.

Любопытно, что разные национальные подходы к воспитанию детей проявляются и в том, какие игрушки предпочитают немецкие и русские дети. Ведь игрушка, как известно, - важное "пособие" для развития ребенка. Когда специалисты из России (они представляли Московский городской центр психолого-педагогической  экспертизы игрушек, игр и игровых материалов при МГППУ) и из Германии (из организации "Spiel gut. Arbeitsausschuss Kinderspiel + Spielzeug'') решили провести сравнительную психолого-педагогическую экспертизу игрушек, выяснилось, что даже критерии оценок у них разные.

Так, например, российские эксперты акцентировали внимание на развивающем потенциале, причем учитывалось не только познавательное развитие, но и эмоциональное, социальное, морально-нравственное. А вот у немецких специалистов большое значение имеет степень удовлетворенности ребенка игрушкой. Важнейшая функция игрушки, с точки зрения немцев, - помочь малышу пережить успех, удовлетворение достигнутым, почувствовать свою компетентность. Это укрепляет уверенность ребенка в себе и побуждает продолжать и развивать игровые и практические навыки, считают немецкие эксперты. И Самостоятельность. Это слово в данном случае стоит писать с большой буквы, как это принято в немецком языке.

Автор: Елена Сушева

19

Re: Австрийская школа в сравнении с русской

Grapefruit,  спасибо что поделились. Статья интересная  smile

20

Re: Австрийская школа в сравнении с русской

Grapefruit, спасибо, с удовольствием прочитала, действительно, взгляды на воспитание разные.