Замуж выйти - не напасть, как бы после не пропасть
(или как не пропасть замужем в Австрии)
Чего только не испытывает жертва семейного насилия, которая к тому же находится за границей на положении иностранки. От мужей и партнеров – насилие и унижение. От окружающих – и прежде всего земляков – осуждение: от мнений "сама виновата, надо было лучше смотреть", до ярлыков "мазохистка".
Между тем все не так однозначно, эта тема – запутаннее любого изощренного детектива. Жертвой насилия в семье может стать любой из нас. Насилие – явление интернациональное, оно присутствует в семьях всех типов и не зависит от материального достатка.
Психологи разделяют насилие в семье на моральное (психологическое), физическое и сексуальное. В начале чаще всего проявляется психологическое насилие, которое в определенный момент может перерасти в физическое или сексуальное насилие.
Цель человека, который становится насильником – принизить достоинство женщины, снизить ее самооценку, заставить ее потерять самоуважение. Это делается обычно с помощью оскорблений, пренебрежительного отношения, различных упреков, брани – нецензурной в том числе, активного вмешательства в ее личную жизнь (причем тут разброс очень широк – от "невинных" вопросов "где ты была? а с кем?", что уже является формой психотеррора до контролирования знакомств, чтения личной корреспонденции, электронной почты, ICQ и так далее), ревности, грубости, угроз и запугивания.
Начинается насилие в семье потому что мужчина настолько психологически слаб, у него заниженная самооценка, что он не надеется удержать жену или партнершу путем словесного воздействия или просто – совершенно не уверен в ценности их союза для партнерши. И плюс – стремление к власти, что зачастую следствие низкой самооценки. Берет он эту власть методами психологического насилия потому, что боится: по-другому у него может не получиться.
Иногда мужское насилие происходит вообще без применения физической силы. Муж устанавливает в доме свои порядки, ограничивает жену в правах, предъявляет необоснованные претензии.
Очень часто специалисты говорят также о социальном терроре – когда супруг или партнер пытается изолировать жертву от общения с ее знакомыми, родственниками и друзьями, запрещает работать вне дома, угрожает причинить вред любимым ею людям или вещам в случае непослушания.
Психологическое насилие часто сопровождается экономическим (особенно в браках с женами-иностранками, потому что они наименее защищены экономически и ими легче манипулировать – тут сказывается и незнание женой языка и законодательства, и психологический шок, который неизбежен при эмиграции и попадании в новую культурную среду) – под эту категорию насилия подпадают любые действия мужа или партнера, направленные на ограничение экономической самостоятельности женщины. В случае, если женщина занимается домашним хозяйством – такой муж старается жестко контролировать расходование семейного бюджета, порой отказывается выделять деньги на ее личные нужды.
Наталья: Мы поженились и стали жить в Иннсбруке. У нас в семье все было нормально, пока я не обнаружила, что жду ребенка. И первые три месяца беременности все еще было хорошо. Но когда беременность стала настолько очевидна, что с этим надо было считаться – я трудно переносила беременность, ложилась в больницу, его как подменили.
Каждый день начались истерики. Причем совершенно без повода или из-за пустяка: однажды он обнаружил, что сломана пластмассовая открывалка для бутылок. Он как безумный схватил ее, стал тыкать мне под нос, побелел и страшно кричал: «Ты сломала! Ты тут все сломала!!! Оплати все немедленно, немедленно!» Но ведь он прекрасно знал, что я не работаю и оплатить что-либо не могу. Я расплакалась, хотя я вообще-то по природе не плаксивая, но из-за беременности с нервами было плохо. Он схватил меня в охапку, потащил в ванну, наполнил ее и хотел засунуть мою голову в воду. Я так испугалась, что у меня чуть не случился выкидыш. Это только один пример, один из самых безобидных. Вспоминать это трудно и унизительно – я ведь долго думала, что сама во всем виновата, что со мной что-то не так...
Иннсбрук – город маленький и все все знают, мне идти было некуда. Я стала звонить домой в Россию, чтобы посоветоваться или с мамой, или с подругами, которые были тоже замужем. Так он узнал и телефон вообще унес из дома. А в компьютере поставил код, который знал только он, чтобы я не могла им пользоваться. Спасло меня только то, что в гости приехал папа, когда ребенку был месяц. Муж ему очень жаловался на меня и просил воздействовать на меня – хотя в чем воздействовать, я до сих пор не понимаю.
Ребенок у меня родился нервный, спал плохо ночью. Естественно, и я не спала. Иногда засыпала только под утро. Однажды проснулась от беспокойства – сына нет. Кинулась в кухню, в комнату – ни мужа, ни ребенка. А он мне и до этого угрожал, что заберет у меня ребенка, потому что я плохая жена и мать. Вернулся через три часа, сын аж посинел от крика – был голодный и замерз. Папа не вмешивался, пока мы с мужем выясняли отношения. Потом муж схватил ребенка опять и хотел уехать с ним. Я сказала, что не пущу и тогда он швырнул его со всего маху и ушел. Тут папа не выдержал, мы собрали вещи и уехали. Навсегда.
А одна знакомая мне сказала, что все проблемы у них из-за фёна – у нее муж когда дует фен хватается за нож и гоняется за ней по квартире.
Очень часто беременность усиливает стрессовое состояние у обоих партнеров и провоцирует всплески насилия. В этот период женщина больше внимания уделяет будущему ребенку, что больно бьет по самооценке мужа-насильника – он чувствует себя ненужным и "заброшенным" и старается отыграться с помощью насилия.
PS. Эту статью психолог писал для "русских" жён в Австрии ...
Продолжение следует