Салон красоты в Вене
Цветы в Вене
Недвижимость Вены
Экскурсии в Вене
День Победы в Вене
Песни Победы в Вене
YouTube
Услуги в Австрии
Рекомендуем
Праздники Австрии
Праздники Австрии

Юбилей Шварценеггера в зеркале современного искусства

Опубликовано: 30.07.2007

30 июля Арнольду Шварценеггеру исполнилось 60 лет. Как только не называют юбиляра американцы из-за неудобоваримой фамилии! И Арни, и Арнольд Стронг, и Австрийский Дуб! Сравнение с деревом в случае Шварценеггера убеждает больше, чем аллюзии на рыцарские времена. Витальная энергия, мощные корни, соки жизни стали залогом непревзойденной карьеры в жанре self-made man. В случае “Шварца” биография героя идеально артифицирована в жанре поп-арт. Три имиджевых бренда — киноартист, политик и идеальный семьянин — исчерпывают содержание проекта “Шварценеггер” и полностью отвечают сформулированным им самим трем заветным желаниям: уехать в Америку, стать актером и жениться на мисс из рода Кеннеди. Сегодня Арни политик международного масштаба, супруг племянницы убитого президента Кеннеди Марии Шрайвер, мегазвезда Голливуда, в послужном списке которого такие хиты, как “Конан-варвар”, три серии “Терминатора”, “Коммандо”, “Хищник”, “Вспомнить все”, “Близнецы”, “Правдивая ложь”, а также звания “Мистер Олимпия” и “Мистер Вселенная”. Закономерно и то, что к шестидесятилетию “железный Арни” оказался вписан в пантеон современного искусства. Многие трагикомические поп-артистские составляющие проекта “Шварценеггер” были артикулированы во время недавнего юбилейного визита героя на свою родину, в австрийский Грац.

На исторической родине американского политика и артиста к его визиту специально никто не готовился. О втором после избрания “Шварца” губернатором Калифорнии (октябрь 2003) посещении Граца местное правительство узнало лишь за сутки с небольшим до самого события.

Короче, без концептуальной подготовки и продуманной постановки официальное приветствие превратилось в странное и до какой-то степени даже абсурдное зрелище. Все началось с нервничающей толпы из местных политиков, журналистов и нескольких милиционеров, которая ждала на летном поле грацского аэропорта. После приземления сцена оживилась. Стареющие политики мгновенно превратились в молодежных поклонников кумира, окружили его, делали вид, что жаждут как можно б ольшего тесного телесного контакта. Австрийский губернатор и его зам попытались подарить “терминатору” пятилитровую бутылку с тыквенным маслом. Напрасно. Шварценеггер сразу же забыл этот самый классический подарок родного региона и умчался дальше. Политики, теперь уж слегка потерянного вида, махали рукой: “Прощайте, всего доброго!”

Теплая встреча земляка политиками из Граца само собой отнюдь не разумелась. Всему виной сравнительно недавние конфликты с родиной. Например, футбольный стадион в Граце, названный именем Арнольда Шварценеггера в честь пятидесятилетия в 1997 году, сегодня безымянный. Причиной стала обида на австрийцев, критиковавших актера-губернатора за поддержку закона о смертной казни. “Шварц” даже вернул городу кольцо почетного гражданина. Все это сейчас, конечно, не обсуждалось, и для юбилейного визита Шварценеггер разумно выбрал амплуа частного гостя. В родной деревне Тал (пригород Граца) старшей дочери, Катрин, рассказал о школьном прошлом. Перед родным домом очень радовался, что здание внешне не изменилось с давних пор. И после посещения пока жалкого музея имени Шварценеггера подарил туда маленькую скульптуру самого себя в роли накачанного терминатора. И все же, как часто любят повторять русские, “осадок остался”.

Потому, наверное, никаких специальных мероприятий на 30 сентября запланировано не было. А в родном Тале сверстники Шварца, отмечающие дни рождения в тот же день, прошли процессией по специально устроенной в поселке “почетной аллейке”, которую украшают каменные стелы с памятными надписями — вехи жизненных и творческих свершений “терминатора”.

Деревенька Тал и город Грац, пожалуй, самые честные свидетели того, как художники Австрии работают с темой “Шварценеггер”. Несколько фасадов домов расписаны граффити. Выполненные в манере наивного искусства школьниками и учителями портреты Шварца украшают тальскую “аллею славы”. Вот, собственно, и вся доступная взору “шварценеггериана”. В отличие от артсообществ других стран австрийское искусство к образу “железного Арни” впол не индифферентно.

Возможно, причиной является некоторый снобизм. По большому счету шварценеггеровскую тему для австрийского современного искусства открыли именно российские художники. Отчасти в ироническом диалоге с церетелиевской монументалистикой, после тщательного изучения мифов вокруг “железного Арни” в самом Граце москвичи Аристарх Чернышев и Владислав Ефимов в 2002 году предложили поставить 25-метровый памятник Шварценеггеру в роли Терминатора. В результате возникла международная медийная шумиха. Городские власти выступили против. Арнольд написал письмо: “Я очень польщен и воспринимаю как честь, что обсуждают такой монумент. Однако мне придется убедить тех, кто этим занимается, чтоб они оставили мысли о создании памятника Терминатору. Серьезно посоветую использовать те средства, которые понадобились бы для возведения памятника, на более важные цели”. В Москве художник Зураб Церетели, чей памятник Петру Первому иногда тоже называют “терминатором”, в частной беседе в положительном духе высказался о грацском проекте. Для готовящейся выставки “Грац—Москва”, которая открывается 20 сентября в Граце, Владислав Ефимов и Аристарх Чернышев работают над новой и последней версией памятника. Она куда брутальнее предыдущей. Художники со своим творением поступают так же беспощадно, как металлический пресс с самым Терминатором к концу первого фильма.

Причину некоторой популярности Шварценеггера у художников России, наверное, можно объяснить другим крылатым русским выражением: большое видится на расстоянии. Еще в 90-е идеолог питерского неоакадемизма Тимур Новиков использовал Шварценеггера чуть ли не как свидетеля собственного обвинения современного искусства. Источник и достоверность этой информации сомнительны, но Новиков часто рассказывал что Арни, увидев классические скульптуры Арно Брекера, видного художника Третьего рейха, якобы произнес: “Как жаль, что сейчас нет ни одного скульптора, который мог бы воплотить достижения современного бодибилдинга!” И у известных московских живописцев Александра Виногра дова и Владимира Дубосарского есть картина, которая показывает вечно молодого Арнольда в окружении счастливых детей (аллюзии на комедийный фильм со Шварценеггером “Полицейский из детского сада”).

По контрасту с австрийской в американской поп-культуре Шварценеггер — настоящий герой. Еще в 1976 году он стал на короткое время музейным экспонатом. У Джорджа Батлера, который тогда снимал культовой документальный фильм про Шварценеггера “Качая железо”, закончились деньги. Он придумал художественное мероприятие “Бодибилдинг как искусство” в нью-йоркском музее Утни. Арнольд с двумя коллегами позировал в главном зале музея. Мероприятие оказалось и в коммерческом плане очень успешным — дало Батлеру возможность закончить фильм. После этой акции и знаменитый Энди Уорхол стал дружить с Шварценеггером, делал большое количество полароидных снимков спортсмена и актера. К образу Шварценеггера обращались и другие классики жанра. Хрестоматийной стала, например, фотография Арни-бодибилдера, сделанная в 1976 году Робертом Мэпплторпом. Время новостей