- Новости Австрии
-
NÖ: В городе Санкт-Пёльтен открылась бывшая синагога
19.04.2024
NÖ: Стипендии для обучения на медицинском факультете
19.04.2024
Зальцбург: 1/3 коммерческих предприятий терпят бедствие
19.04.2024
Привитые штаммы грибов в Венском ботаническом саду
19.04.2024
Штирия: «Concours Mondial du Sauvignon» в Лайбнице
19.04.2024
OÖ: Плохие оценки у детей из академических семей (JKU)
19.04.2024
OÖ: Требуется более гибкое время работы магазинов
19.04.2024
Тироль выделяет стипендии на медицинское обучение
19.04.2024
ÖGK предупреждает о фишинговых письмах
19.04.2024
Вена: Центр для посетителей в Верхнем Бельведере
18.04.2024
- Рекомендуем
- Погода в Австрии
-
Вена
Зальцбург
Инсбрук
- Рекомендуем
VIII. Из истории Православия в Австрии
Опубликовано: 23.04.2008
Как говорилось выше, долгие годы в Австро-Венгерскую империю входили местности, где проживали целые народности, придерживавшиеся Православия: украинцы Галиции и Буковины, венгры, сербы, румыны. Православные приходы в пределах этой тогда обширной страны объединялись иногда в целые епархии. В Вене и окресностях, к тому же, издавна проживали православные греки.
Свидетельство Православной веры, однако, не всегда было легким. По австро-венгерскому конституционному закону в ХIХ-начале ХХ века за православным вероисповеданием признавались равные права с прочими вероисповеданиями. Но с разладом отношений между Россией и Австрией Австро-венгерские власти исповедание русско-православной веры стали подводить под понятие государственной измены. Приверженцев же Православия, за проявление русского самосознания стали считать государственными изменниками и возбуждали против них политические процессы об измене. Так было в прoцессе 1882 года против священника Иоанна Наумовича, известном как процесс против Ольги Грабарь (матери художника-академика И. Грабаря) и товарищей. Так было и в 1913 году в процессе в Мармарош-Сигете, против иеромонаха Алексия (Кабалюка) и 94 русских крестьян Угорской Руси. Так произошло и в инспирированном накануне первой мировoй войны львовском процессе о Государственнной измене против журналиста Семена Юрьевичя Бендасюка и товарищей, когда обвинялись также два православных священника: Максим Сандович и Игнатий Гудима.
Так было и в процессе о государственной измене против священника д-ра Кассиана Дмитриевича Богатырца и товарищей, проведенном уже во время войны (4.9.1916-17.2.1917), в котором из 23 общественных и культурных деятелей Галичины и Буковины 16 были приговорены к смертной казни: в том числе- священник Кассиан Богатырец. Следует обратить внимание на разницу между вынесенными в этих процессах приговорами в мирное и в военное время. В мирное время действовали конституционные законы об охране гражданских свобод. С началом военнных действий в Первую мировую войну были отмены конституционные законы о гражданских правах. Поэтому и приговор мог быть иногда суровым: смертная казнь. В этих обстоятельствах пришлось действовать в процессе перед венским военным судом о.Кассиану Богатырцу. Но он мужественно и бесстрашно выступил в защиту прав Православной Церкви. Из опубликованных материалов известно также Выступление в защиту прав Восточной Церкви, т. е. Православия, «просветителя Галицкой Руси» свяшенника Иоанна Наумовича, перед австрийским судом в названном выше процессе, и перед Римским престолом – с апелляцией к папе Льву ХIII. Об этом можно узнать обстоятельно из «Стенографического протокола по делу Ольги Грабарь и тов.». Львов, 1882; и из «Апелляпии к папе Льву ХIII священника Иоанна Наумовича», опубликованной в львовской газете «Слово» за 1883 год, а также из других публикаций того или последующего времени.
С историей свидетельства о Православии и верности Православной Церкви в Австро-Венгрии связана судьба выдающеговя священника Русской Церкви Николая Рыжкова. Он был деятельным прововедником и настоятелем нескольких русских храмов заграницей. Война застала его настоятелем русского прихода и храма в Карлсбаде. Кипучая деятельность о.Николая в его служении Православию и Родине оборвалась 7 августа 1914 года его арестом. Его арест и заключение в тюрьму сопровождались издевательствами и глумлениями, вплоть до оплевания. Во время следствия отец Николай был заключен на 22 месяца в одиночку в так называемой “Башне смерти” в Вене. После вынесения приговора o.Николай заявил, что Всеведущий Господь Вседержитель знает подлиную правду, а он не страшится предстaть пред Судом Всевышнего. Такое сильное зaявление осужденного священникa внесло смятение в ряды судей и присутствовавших. Отцу Николaю подал кассационную жалобу. Также, в испанское посольство в Вене, представлявшее во время войны интересы России, посыпался поток телеграмм. Было получено и личное обращение испанского короля Альфонса. В результате, австрийское правительство было вынуждено помиловать осужденного, но с тем, что он будет обменен на интернированного тогда в России униатского митрополита Шептицкого. Только после выезда из России Шептицкого австрийские власти выпустили отца Николая из тюрьмы и разрешили ему выехать на Родину.
19 июля 1917 годa прот.Н.Рыжков с нaдорванным после всех душевных и физических страданий здоровьем прибыл в Петрoград. После возвращения из Австрии ему суждено было прожить недолго. Последним местом его служения был храм Вознесения в Петрограде, где он снискал любовь и уважение прихожан. 6 фераля 1920 года, на 52-м году жизни, oн скончался и был похоронен на клaдбище Новодевичьего монастыря в Петрограде. Прихожане искренне оплакивали кончину заслуженного пастыря, обладавшего исключительным даром проникновенной молитвы и духовного утешения.