Тема: Венская миниатюра о личных впечатлениях
Помню свои чувства, когда мне предложили работу в Вене: возможность пожить в чужой стране, полностью поменять ставшую привычной жизнь, узнать новых людей, вволю поездить по любимой Европе - это была мечта!
Привыкать к новому месту для меня было не сложно. Вена – это город для жизни. Вот, к примеру, живу я ближе к окраине, а работаю в центре, и на работу езжу, не спускаясь под землю: каждое утро двадцать минут расслабленной, почти медитативной езды в трамвае, где всегда найдешь свободное место и под задорные позванивания которого можно наконец легко, без стресса проснуться. Лишь иногда проносятся в памяти бывшие когда-то привычными картинки Московского утра: сначала переполненная маршрутка, потом штурм еще более переполненного вагона метро, две пересадки – и в офис врываешься уже без сил и ненавидя весь мир… (Не хочу быть неправильно понятой: я очень люблю свой родной город, но вот транспортная система в нем меня не устраивает, да и количество людей тоже, sorry…)
В общем, в Вене жить удобно, красиво и легко. Это я сформулировала для себя еще несколько лет назад, когда приезжала сюда просто в отпуск. Вена очаровала меня тогда. Просторный город, где во всем чувствуется небрежно-расточительный размах былой империи; невероятно красивый, уютный исторический центр, заключенный в кольцо садов и парков; изящная архитектура в светлых тонах – и в голове невольно начинают звучать вальсы Штрауса, которые, кажется, только здесь и можно было создать, вдохновившись атмосферой легкого, кружащего, пьянящего города.
В Вене, удивительно, все под рукой. Вот тебе культура, музеи, театры и прочие, менее «интеллектуальные» развлечения на самый разнообразный вкус. Захотелось природы? Вот Дунай и Венский лес. Любишь горы? До Альп рукой подать. Больше не можешь без моря? Совсем не обязательно брать билет на самолет – несколько часов машиной или поездом, и ты уже на Адриатике.
Я обожаю настоящие, традиционные венские кофейни. Мне страшно нравится вся эта атрибутика с подносиками, стаканчиками с водой, разными кофейными названиями. Но главное здесь даже не кофе. Главный атрибут и достопримечательность венских кофеен – это старушки. Вот открывается дверь и в кофейню медленно вплывает расфуфыренная старушенция, обычно в шляпке и почти всегда с маленькой собачкой типа болонки на поводке. Такое впечатление, что попить меланж старушки заходят исключительно после посещения парикмахера – их редкие седые волосы всегда виртуозно уложены и напомажены. Заказав кофе и тортик, старушка вдруг замечает за другим столиком свою подружку – точно такую же старушку, и начинается обмен новостями на венском диалекте. И вот с этого момента ты сидишь и ощущаешь себя зрителем какого-то диковинного театра.
Еще я очень люблю бывать на Нашмаркте. Это уже экзотика другого плана. Здесь невероятная смесь огромного количества (кулинарных) культур: турецкой, сербской, индийской, арабской, средиземноморской, китайской, швейцарской… И вся эта пестрота дополняется зазываниями торговцев с «южным» акцентом, точно как на российских рынках: «дэвушка – кра-а-савицца», только по-немецки. Там же, на Нашмаркте, есть простые, но очень хорошие «разнонациональные» ресторанчики, в которых приятно пообедать, особенно весной или летом, когда можно сидеть за столиком на улице.
Прожив в Вене некоторое время, я узнала и другие лица этого города, как например сквер, прилегающий к площади Карлсплатц- притон всех наркоманов, пьяниц и бомжей города, которые десятками кучкуются тут круглыми сутками и сливаются в одноликую массу опустившихся людей, дымящих сигаретами и потягивающих из жестяных банок пиво или что покрепче. Меня всегда удивляет, что многие из них, пьяные или под дурью, выкрикивающие что-то бессвязно-матерное, держат на поводках своих несчастных собак, преданно смотрящих им в глаза. Оказывается, не только добропорядочные венские старушки питают любовь к домашним животным.
Есть в Вене и районы, в которых уже трудно понять, в какой стране и в каком городе ты находишься. Выходцев из Турции, и вообще из всех Балканских государств, здесь раза в два больше, чем австрийцев, и немецкая речь слышится на этих улицах только изредка. С другой стороны, то же самое можно наблюдать и в Париже, и в Берлине, да и любая другая современная столица в мире подвержена миграционным процессам. Несмотря на все это Вена все-таки сохраняет свое лицо, и главным ощущением от города как и прежде остается легкость вальса, а центр все так же пахнет нереальной смесью из ароматов кофе и цветов и запаха лошадей, запряженных в фиакры.
© Вена 2007 Юлия Тюфякова