Тема: Транспорт Австрии. Венское метро U1, U2, U3, U4, U6 от А до Я (отзыв)
Друзья, хочу представить вашему вниманию еще один отчет о моей поездке в Австрию. Сегодня я немного расскажу вам о венском метро.
Как гласит Википедия, современный Венский метрополитен принято считать открывшимся 8 мая 1976 года. В то же время, у метрополитена в Вене есть богатая предыстория, ведущаяся с конца XIX века. Сеть метро состоит из 5 линий общей длиной 68,9 километров с 95 станциями. Линии не имеют названий, а упоминаются по номерам с приставкой буквы U — это сокращение от U-Bahn (Читается как «Убан»).
Линии в венском метро считаются от U1 до U6, однако U5 на карте вы не найдете, так как многочисленные проекты этой линии до сих пор не реализованы. Кроме того, каждая линия имеет свой цвет, поэтому ориентироваться довольно просто.
Нынешняя сеть включает в себя ряд участков городской железной дороги, построенных в 1898–1901 годах, а также связана с венскими скоростными железными дорогами, поэтому вы можете отправиться за город, не выходя из метро!
Не буду перегружать вас информацией, благо в интернете ее предостаточно, а просто поделюсь своими впечатлениями и наблюдениями.
С первых минут поражают воображение две простые, но, тем не менее, абсолютно непривычные для нас вещи. Первое — это лифты, присутствующие на каждой станции!
Мечта инвалидов, пожилых людей, мам с колясками. Да что говорить, если мы — молодые и здоровые, с большим удовольствием пользовались этим благом цивилизации.
Популярность лифтов в метро не удивительна, так как некоторые станции имеют настолько глубокие и крутые лестницы, что пользоваться ими возникает желание разве что только у яростных спортсменов. Ниже на фото как раз одна из таких лестниц, воспользовавшись которой я насчитал порядка пяти пролетов!
Помимо возможности спуститься непосредственно в сам метрополитен, также с помощью лифтов осуществляются пересадки между разными линиями. В связи с этим, любой человек, даже с ограниченными физическими возможностями, может свободно перемещаться по всему городу и за его пределы без каких-либо помех.
Конечно же в венском метро присутствуют и привычные нам эскалаторы.
В общем, как говорится, на любой вкус и цвет. Выбирай — не хочу.
Второе, что заставляет удивляться привыкшего к российскому метро туриста — это полное отсутствие турникетов на входе.
На месте турникетов присутствуют металлические изогнутые трубы, выступающие в качестве визуальной границы, а также служащие подставками для автоматов-компостеров, отмечающих время входа в метрополитен.
Вообще система оплаты проезда на городском транспорте в Вене — это отдельная тема для разговора. В метро, например, вы не встретите касс. Вместо них на каждой станции есть специальный автомат, в котором можно приобрести проездной билет. Интересно, что австрийцы используют только один вид проездного, позволяющий пользоваться не только метрополитеном, но и любым другим видом городского транспорта в Вене (кроме электричек).
Система следующая. Если вы покупаете разовый билет, то время действия вашего проездного составляет примерно 1,5 часа. Этот отрезок времени, по мнению австрийцев, позволяет пассажиру совершить поездку из одного конца города в другой. При этом, как я уже говорил, можно передвигаться на нескольких видах городского транспорта, используя только один проездной. Очень удобно.
При входе в метро, автобус или трамвай (в них также отсутствуют турникеты), необходимо прокомпостировать свой проездной и проставить дату. Именно по ней будут ориентироваться контролеры, которые периодически появляются для выявления несознательных граждан.
Кстати, что касается сознательности, «зайцы» существуют и там, но их совсем немного. Во-первых, австрийцам просто не приходит в голову мысль, проехать бесплатно. Во-вторых, в Австрии действует очень жесткая система штрафов. За безбилетный проезд вы можете заплатить в районе 70 евро!
Помимо полуторачасовых, также есть «половинчатые» билеты на тот случай если нужно проехать всего несколько остановок. Кроме того, для активных пассажиров или туристов, разъезжающих во всех направлениях, существуют проездные длительного действия, от суток до одного месяца.
Еще одна особенность венского метрополитена — тотальное отсутствие сотрудников. Нет кассиров, нет дежурных по станции или полицейских. Нет привычных будок рядом с эскалаторами. Машинистов тоже не видно за тонированными стеклами. Иногда мне казалось, что все вокруг — работающие эскалаторы, приезжающие и уезжающие поезда — все это результат работы одного большого компьютера. Особенно это впечатление усиливалось в ночные часы, когда метрополитен становился пустынным...
Должен заметить, что венский метрополитен очень лаконичен и строг в отличие, например, от московского. Но красоту и пышность отечественных станций, с их бронзовыми скульптурами, мрамором и золотом, в венском метро с лихвой заменяют удобство и функциональность.
Множество практичных мелочей, в своей совокупности, хорошо демонстрируют заботу о пассажирах. Например, яркое и понятное табло, встречающееся через каждые 20 метров на протяжении всей платформы. На нем располагаются часы и отображается время прибытия поезда.
Огромное световое табло с перечнем остановок, названием станции, на которой вы находитесь и направлением движения поездов. Информация дублируется через короткие промежутки и видна со всех концов платформы — это очень удобно.
Удобные и практичные поручни, за которые могут держаться сразу несколько человек, не мешая друг другу.
Специально оборудованные места для инвалидов и детских колясок.
Также почти все поезда оборудованы пневматической ступенькой, которая опускается на платформу, тем самым предохраняя пассажиров от травм и делая комфортным заезд в вагон на инвалидной коляске.
Журналы, которые можно полистать во время пути.
Непривычные, для нашего метро, мусорные контейнеры, встречающиеся в большом количестве на каждой станции.
А еще в поездах работают кондиционеры и ездят эти поезда на удивление тихо, настолько тихо, что сидя в вагоне можно совершенно спокойно разговаривать вполголоса.
Все это делает пребывание в метрополитене Вены приятным и комфортным. Может быть именно поэтому нам встречалось такое большое количество добродушно настроенных и улыбающихся людей?!
Еще одна интересная особенность заключается в очень вдумчивом отношении австрийцев к экономии электроэнергии. Я считаю, что в этом отношении, впрочем, как и во многом другом, Австрия является отличным примером здравой рациональности!
Неподготовленный турист, скорее всего, будет удивлен тем, что двери приехавшего на станцию поезда не откроются перед ним самостоятельно. Дело в том, что на каждой из дверей есть специальные ручки. Двери откроются автоматически, но только в том случае, если пассажир потянет любую из ручек в сторону. Это касается как входа так и выхода из вагона.
В более современных вагонах, вместо ручек, установлены удобные электронные кнопки. Табло над кнопкой показывает, когда из вагона можно выйти.
Поначалу такое решение кажется не очень удобным, но постепенно привыкаешь. Зато какая экономия электроэнергии, особенно в ночное время, когда входит и выходит всего несколько пассажиров!
То же самое и с эскалаторами. Если вы решили воспользоваться эскалатором, а он не движется — не волнуйтесь, все работает. Просто в каждом эскалаторе установлен датчик движения и если длительное время никакого пассажиропотока не наблюдается — эскалатор останавливается, чтобы не работать впустую.
И в завершении моего повествования о впечатлениях, полученных в Венском метро, прилагаю серию фотографий, не требующих особых комментариев.
Стена детского творчества.
Абстрактные картины, которыми оформлены некоторые станции.
Также в венском метро встречаются небольшие магазинчики или вот такие маленькие кондитерские с огромным выбором разнообразных сластей на любой вкус.
Вагон метро изнутри.
И общий вид поезда снаружи.
На этом, пожалуй, я закончу свой рассказ про метрополитен Вены. Надеюсь, что вам понравилось!
Иван Круглов kruglovfoto.ru специально для портала "Русская Австрия"